Конец для автомобилей, работающих на газе, уже близок

В среду Агентство по охране окружающей среды планирует объявить новые жесткие стандарты выбросов выхлопных газов, призванные фактически заставить автомобильную промышленность отказаться от продажи автомобилей, работающих на газе. Это амбициозный — и рискованный — шаг администрации Байдена, направленный на достижение своих климатических целей путем стимулирования продаж электромобилей и одновременно ознаменования конца эры двигателей внутреннего сгорания (ДВС).

Но это будет не так просто, как запретить продажу автомобилей, работающих на газе, или обязать компании продавать только автомобили с электрическими силовыми установками. Скорее, новые правила EPA установят лимит выбросов на общее количество новых автомобилей, продаваемых каждым автопроизводителем в течение года. Этот лимит будет гарантировать, что две трети автомобилей, продаваемых в США к 2032 году, будут электромобилями, согласно отчету The New York Times. Ожидается, что полная информация будет опубликована в среду.

Усилия, направленные на то, чтобы сделать это реальностью, будут абсолютно масштабными. Автопроизводители уже встали на путь увеличения продаж EV, но подключаемые автомобили все еще составляют лишь малую часть общего рынка автомобилей в США. Довести их от сегодняшнего уровня, составляющего около 7 процентов от продаж новых автомобилей, до того уровня, к которому стремится администрация Байдена — примерно 68 процентов от всех продаж автомобилей — будет не похоже ни на что из того, что когда-либо пытались сделать за 150-летнюю историю автомобильной промышленности.

Возьмем, к примеру, январь прошлого года: Электромобили составили 7,83 процента продаж новых автомобилей в США, при этом было продано 66 416 аккумуляторных электромобилей и 14 143 подключаемых гибридных автомобиля. В том же месяце было продано 950 000 новых легковых автомобилей с ДВС, а также еще около 3 миллионов подержанных автомобилей с ДВС. EPA под руководством президента Байдена, по сути, пытается перевернуть эти цифры.

По словам Криса Харто, старшего аналитика по вопросам политики в области транспорта и энергетики Consumer Reports, все это не должно стать сюрпризом ни для политиков, ни для автопроизводителей. EPA уже давно сигнализировало о том, что эти новые стандарты появятся этой весной и примерно соответствуют климатическим целям Байдена. Сразу после вступления в должность президент подписал указ, в котором изложил свое видение того, что к 2030 году половина всех продаваемых новых автомобилей должна быть без выбросов выхлопных газов.

Что касается того, насколько хаотичным будет этот переход, то многое будет зависеть от реакции автомобильной промышленности, сказал Харто. «Технологические переходы обычно становятся беспорядочными, когда компании не могут эффективно реагировать на быстрые изменения потребительского спроса», — сказал он в своем электронном письме. «Автопроизводители, которые наиболее быстро реагируют на изменения потребительского спроса, будут наиболее успешными, а те, кто не реагирует, могут быстро оказаться позади».

И, конечно, мы должны поблагодарить Калифорнию за этот новый курс действий. В прошлом году Калифорнийский совет по воздушным ресурсам выпустил новые правила, которые впервые были введены губернатором Гэвином Ньюсомом в 2020 году, согласно которым к 2035 году 100 процентов новых автомобилей, продаваемых в штате, не будут содержать углеродных выбросов. Калифорния является крупнейшим автомобильным рынком в США и одним из крупнейших в мире, и правила выбросов, принятые в штате, как правило, распространяются на остальную часть страны.

Действительно, другие штаты последовали примеру Калифорнии и установили свои собственные сроки для постепенного отказа от продажи газовых автомобилей, включая Мэриленд, Массачусетс, Нью-Джерси, Нью-Йорк, Орегон и Вашингтон.

Но неизбежно федеральному правительству придется избрать другую тактику. Президент Джо Байден, вероятно, не захочет подвергать себя слишком большой критике, издав указ, запрещающий продажу газовых автомобилей. Атакующие объявления практически пишутся сами собой. А республиканцы уже выступают против президентского призыва к увеличению продаж электромобилей, хотя и несколько бессвязно. Вместо этого мы получаем «новые правила выбросов парниковых газов (ПГ) и критериев для легковых автомобилей на 2027-2032 модельный год» — что не очень хорошо ложится на язык.

Предложение EPA появилось на волне новых правил Министерства финансов, касающихся того, какие автомобили имеют право на налоговый кредит в размере 7500 долларов, принятый в рамках Закона о снижении инфляции от 2022 года. Новые правила касаются нерешенных вопросов, связанных с источником критических минералов, содержащихся в батарее EV, и, как ожидается, приведут к уменьшению количества EV, имеющих право на кредит.

Харто сказал, что новые правила помогут синхронизировать федеральные правила с усилиями штатов по ограничению продаж автомобилей, работающих на газе, что будет полезно как для компаний, так и для потребителей. «По крайней мере, в ближайшие несколько лет основным препятствием для внедрения EV будет предложение транспортных средств», — сказал он. «Потребители не могут покупать автомобили, которые не производят автопроизводители. Эти стандарты помогут гарантировать, что автопроизводители действительно поставляют те виды автомобилей, которые нужны потребителям».